Мода сквозь эпохи от Александра Васильева

Выставка исторических костюмов из личной коллекции Александра Васильева приурочена к 120-летию ГУМа и охватывает период времени с конца 19-го века по сегодняшний день. На ней представлены экспонаты одежды 120-летнего периода истории моды, среди которых есть уникальные экземпляры из гардероба кинозвёзд и звёзд балета. Поверьте, хоть раз увидеть это нужно всем, чтобы почувствовать дыхание эпох!

Итак, путеводитель от Васильева:

Модное путешествие по истории ГУМа пройдёт через 12 эпох:
1890-е - от Алексадра III до Николая II: накидки-тальмы, канотье, сумочки и зонтики
1900-е - начало века: платья с осиными талиями и тягучими кружевами
1910-е - Первая мировая война и две революции: бесформенная одежда в стиле милитари
1920-е - нарядный НЭП: укороченные платья с заниженной талией
1930-е - кинообразы: наряды в стиле Любови Орловой и Валентины Серовой
1940-е - трофейная мода: наряды генеральских жён
1950-е - стиляги из Москвы: шляпки-менингитки и трапециевидные пальто
1960-е - космическая эра твиста: платья из гардероба Натальи Фатеевой и Майи Плисецкой
1970-е - дети цветов: одежда из денима
1980-е - сильная женщина: яркие платья с объёмными плечами
1990-е - экстравагантноть новых русских: малиновые пиджаки и вычурные платья
2000-е - эпоха гламура: сезонные коллекции знаменитых модных домов

Императорская Россия (1890)

1890-е годы - это период крупнейшего промышленного подъёма в России. Ускоряется темп жизни. Стремительно меняется и мода конца века. В моду вторгается стиль модерн - утянутая талия, юбка-лилия, корсаж и воротник-стойка на костях. Развивается иная колористическая гамма - доминируют пастельные тона. Поклонницей этого стиля становится императрица Александра Фёдоровна. Её вкусы оказывают большое влияние на предпочтения двора и высшей аристократии.

Зимой, как и прежде, носят шубки и ротонды. Меняются только их крой и стиль отделки. Зимние вещи делают обычно из тёмных цветов. Особенно полюбились в те годы тёмные тона. Украшают их часто чёрными стеклярусными аграмантами, дававшими красивый блеск на морозе. Модные воротники а-ля Мария Стюарт или а-ля Медичи оторачивают пушистыми мехами лисицы, соболя, бобра, куницы. Мужская готовая одежда не подвержена влияниям моды, а регламентируется государственными указами. Штатское платье для мужчин представляет собой традиционный чёрный сюртук, жакет и брюки. В парадных случаях носят фрак.

Сталинская эпоха

Конец эпохи НЭПа, а также начатый по инициативе Иосифа Сталина "великий перелом" сопровождались искоренением индивидуализма и призывами к аскетизму.

Советское правительство посредством прессы всячески препятствовало проникновению новых европейских тенденций в страну. Желание выглядеть модно могло стоить в лучшем случае карьеры, в худшем - свободы. И всё же, сколько ни старались коммунисты оградить советскую женщину от западного влияния моды, им ничего не удалось. Даже в 1930-е годы наши модницы умудрялись шить себе длинные платья, доставали меховые горжетки, носили модный волнистый перманент, красились в блондинок и выщипывали брови в подражание советским актрисам, которые, в свою очередь, подражали идеалам женской красоты, пропагандируемым западным кинематографом.

Вторая мировая война стала знаковым событием, повлиявшим на все без исключения стороны жизни. Мужчины повсеместно ушли на фронт. Оставшимся в одиночестве женщинам стало совершенно не до нарядов, поскольку на их плечи легли суровые тяготы военного времени.

Выдающимся явлением поствоенного времени стали трофеи и трофейная мода. Взорам советских солдат, входящих в европейские страны, представал совершенно невиданный образ жизни.

День Победы сопровождался ожиданием счастливых перемен, и это отразилось на моде. В гардеробах советских женщин появились платья из набивных тканей с декольте, эффектные модели юбок и блузок-безрукавок, что означало одно - женственность и элегантность вышли на передний план. Однако это состояние эйфории длилось недолго. После некоторого допуска открыто декольтированной женской одежды, начался долгий, длившийся до самой смерти И.В. Сталина период художественного застоя в советских модах.

Из гардероба советской и российской балерины Ольги Васильевны Лепешинской: зимнее пальто из меха обезьяны с кокеткой из шерстяной ткани (США, 1930-е гг.)

Из гардероба художницы Раисы Яковлевны Малиновской, жены Маршала Советского Союза Родиона Яковлевича Малиновского: платье из крепа с рельефным цветочным рисунком, декорированное металлической пуговицей (СССР, Хабаровск, Первая половина 1940-х гг.)

Хрущёвская оттепель

Приход к власти Н.С. Хрущёва вызвал колоссальные изменения в стране. СССР открывал для себя мир и сам становился более открытым для него. И жизнь внутри страны становилась иной: появляется новая литература, живопись, кинематограф и, разумеется, мода.

С большим опозданием в советскую моду проникает стиль new look Кристиана Диора. Окончательно он утвердился в СССР только в 1956 году, с выходом на экране фильма "Карнавальная ночь", в котором Людмила Гурченко одета в модель Диора, предложенную им ещё в 1947 году. Это "неовикторианский" силуэт, снискавший себе всемирную популярность - узкая талия, приподнятая грудь, покатая линия плеч и широкие бёдра, создаваемые многочисленными пышными нижними юбками, - делал женщин более женственными и привлекательными.

Культурным шоком для всей советской страны стал Фестиваль молодёжи и студентов, состоявшийся в 1957 году в Москве. Это самым непосредственным образом отразилось на отечественной моде. Появились первые фарцовщики - люди, профессионально занимающиеся перепродажей заграничных вещей.

1960-е годы сопровождались попытками создать свою собственную советскую моду. К производству рекомендовались "простые и универсальные вещи" без всяких "ультрамодных" элементов. Однако новый силуэт, пришёл к нам с Запада - платья прилегающего силуэта, закрывающие коленки на два пальца, юбки зауженные у колен, юбки-бочонки а-ля Жаклин Кеннеди. Популярность завоёвывали костюмы, а символом десятилетия стало короткое пальто, которое продержалось в моде более 15 лет.

Из гардероба советской и российской балерины Раисы Степановны Стручковой: жакет из норки (США, Меховая фирма “Carlin’s”, Начало 1960-х гг.)

Из гардероба советской и российской балерины Ольги Васильевны Лепешинской: манто из меха телёнка (Начало 1960-х гг.)

Брежневский застой

Эпоху правления Леонида Брежнева - "период застоя", в области моды, можно считать прогрессивным.

Благодаря участившимся ярмаркам и выставкам с участием западных фирм в страну хлынул поток товаров западного производства, которые распределялись среди высокопоставленных людей определённого круга. Появились закрытые магазины, например, знаменитая секция "200-я секция" ГУМа, где по специальным талонам можно было приобрести финские и австрийские товары.

После 1968 года в Советский Союз стал постепенно проникать зародившийся в Америке стиль хиппи. К 1971-му, по всей территории страны разошлись мини-юбки, изобретённые десять лет назад, а в Париже их уже сменили макси, а затем миди.

Постепенно складывался культ импортной одежды, за ней выстраивались многочасовые очереди. На пике популярности демократичная одежда из денима (“джинсы”унисекс”, ”в облипку”), отыскать которую можно только у фарцовщиков. Для широких слоёв населения, не имеющих доступа к импортным товарам, большое значение приобрела польская мода. Интерес к польской культуре поддерживался в стране знаменитыми кинозвёздами из Варшавы - Барбарой Брыльской, Беатой Тышкевич, Збигневом Цыбульским, певицами - Анной Герман и Марылей Родович. Символом близости к польской культуре на родине была "польская пани советской эстрада" - Эдита Пьеха.

Из гардероба Галины Леонидовны Брежневой, дочери Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева: мини-платье из набивного шёлка с психоделическим рисунком, отделанное тесьмой (Москва, Начало 1970-х гг.)

Из гардероба советской и российской актрисы театра и кино Лидии Николаевны Смирновой: платье из крепшифона с отделкой контрастным цветным гипюром по рукавам и подолу (1970-е гг.)

Из гардероба советской и российской актрисы театра и кино Натальи Николаевны Фатеевой: дневное шёлковое платье с аппликациями работы художника по костюмам Г.В. Ганецкой, созданное для съёмок фильма “Право первой подписи” (Москва, 1974 г.)

Из гардероба советской и российской актрисы театра и кино Светланы Афанасьевны Светличной: платье из хлопчатобумажной ткани, отделанное хлопчатобумажным кружевом (Литовская ССР, 1976 г.)

Перестройка

Приход к власти в 1985 году Михаила Горбачёва ознаменовал период кардинальных преобразований во всех областях советской жизни и известен как период перестройки. Он принёс значительные перемены как в структуре советского общества, так и в стиле жизни.

Спортивная направленность моды первой половины 1980-х годов снизила интерес к женскому платью как таковому, отдавая предпочтение часто разрозненным вещам в гардеробе, таким как кардиган с шалевым воротником, жилет, свитер с воротником-хомутом. Трикотажные вещи упростились в крое, и их объём значительно увеличился. В моду вошли ангорские свитера с атласными аппликациями, часто расшитые блёстками, биссером и бусинками. Они стоили больших денег, но постепенно к концу десятилетия снизошли до уровня китайского ширпотреба Не ослабевает интерес к джинсовым изделиям. Новинкой стала вытертая джинсовая ткань, так называемая "варёнка". Её изготавливали домашним способом или в подпольных мастерских.

Начиная с эпохи перестройки, СССР стал местом сбыта западного "неликвида", вышедшего из моды ширпотреба. В 1987 года появились кооперативные магазины, в которых продавались чёрные вечерние платья из синтетического трикотажа с подкладными плечами и рукавами "летучая мышь", а также знаменитые ажурные колготки в сеточку.

Лихие 90-е

В 1991 году с карты мира исчез Советский Союз, Российская Федерация во главе с Борисом Ельциным вступила на путь самостоятельного существования. Становление новой российской государственности, переход к рыночному хозяйству, легитимной частной собственности - все эти события нашли отражение в причудливом зеркале моды, которая в 1990-е годы пережила настоящий бум.

Огромную роль в популяризации моды, играли средства массовой информации. Отечественный "Журнал мод" в 1992 году выходил тиражом 275 000 экземпляров, и к нему прилагались выкройки. В 1994 году появился один из первых иностранных русскоязычных журналов "Cosmopolitan", ставший самым популярным из глянцевых изданий.

Модный бум 1990-х годов сопровождается открытием самых разнообразных магазинов. Появились вещевые рынки, открывшиеся во всех городах страны. Главными источниками товаров для "челноков" были Польша, Китай и Турция.

1990-е годы связаны также с восхождением нового класса потребителей моды, так называемых "новых русских", которые стали самоотверженными поклонниками и активными потребителями всемирно известных марок класса люкс. Самым любимым дизайнером у этих людей был Джанни Версаче. Его бутик, открывшийся на Кузнецком Мосту в 1992 году, был первым дизайнерским брендом в Москве.

Из гардероба советской и российской киноактрисы Клары Степановны Лучко: демисезонный костюм из шерстяного сукна с бархатной оторочкой (Париж, Дом моды Guy Laroche. Начало 1990-х гг.) и костюм из бархата, отделанный шёлком (Париж, Karl Lagerfeld. Первая половина 1990-х гг.)

Из гардероба советской и российской актрисы театра и кино Любови Григорьевны Полищук: платье из смесового джерси, отделанное машинной вышивкой (Италия, Начало 1990-х гг.).

Из гардероба российского певца и композитора Дмитрия Маликова: куртка из кожи, созданная для съёмок клипа “Выпью до дна” (Москва, Мастерская “Мосфильма”, 1996 г.).

Ваш имиджмейкер стилист Софья Белка


Заявка на услуги
Оформить подписку